Главная    Море любви  •  Гостевая  • 

Совместные проекты:

Институт сказкотерапии и
Театр сновидений
Ольги Чернявской

Sun

Культурно-духовное оздоровление
жителей Санкт-Петербурга
в экологической среде Интерактивного театра                                                            IN ENGLISH

Лица, ответственные за
реализацию проекта

Чернявская Ольга Георгиевна

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Место реализации проекта:

Санкт-Петербург, Английский проспект, д.38

 

Контактные телефоны: 8 950 003 77 28

E-mail: teatr-snov@mail.ru

Актуальность проекта

Перешагнув порог XXI века, наши соотечественники остро стали понимать проблемы духовного развития человека, осмыслять национальные и культурные традиции. Сегодня прогрессивные ученые и общественные деятели все чаще говорят о здоровье нации, делая особый акцент на духовном здоровье.

Действительно, общественное сознание испытывает актуальную необходимость отделиться от ложных социокультурных ценностей и прикоснуться к роднику культурной традиции, созвучной созидательной природе человека.

Разрушительные проявления человеческой природы получили широкое и многогранное представление, как в театре, так и в кинематографе, что, в свою очередь, оказало негативное влияние на массовое сознание. В особенности на формирующееся самосознание детей и подростков. Поиск духовных ориентиров часто приводит молодых людей не к культурной традиции, а к деструктивным "виртуальным" опытам (имеются в виду различного рода зависимости: от компьютерной до наркотической). Это происходит вследствие популяризации деструктивных форм самореализации, тогда как модели конструктивной социальной активности часто оказываются недоступными. Современный театр и кинематограф, стремясь к "сближению с реальностью", перестал быть носителем Очищающего и Оздоравливающего начала.

Между тем, потребность человека в "экологически чистых", гармоничных состояниях души чрезвычайно велика. Согласно проведенному нами опросу, большинство зрителей желали бы в театре "отдохнуть и подпитаться душой".

Поэтому наш театр видит свою особую миссию в том, чтобы создать для зрителя особую "экологически чистую" среду, в которой становится возможным актуализировать созидательную ипостась его личности, и содействовать его культурно-духовному оздоровлению.

Экологическая среда театра формируется за счет:

  • особого интерьера, в котором используются только экологически чистые природные элементы и символы;
  • репертуара театра, состоящего из спектаклей-сновидений и календарных славянских праздников;
  • особого гармонизирующего стиля взаимодействия актеров со зрителем, за что театр получил название "интерактивного".

О "Театре сновидений
Ольги Чернявской"

Сегодня "Театр сновидений Ольги Чернявской" - это первый театр, взявший на себя миссию заботы о духовном здоровье петербуржцев и нации.

В последние годы театральная жизнь Петербурга наполняется новым смыслом и содержанием. Появляются театральные коллективы и товарищества, выступающие на "малых сценах", где взаимодействие со зрителем становится более доверительным.

Малые театральные коллективы - особое явление современного театра. Они отражают потребность зрителя в камерном общении с самим собой и искусством. Многие петербуржцы считают, что язык камерных театров - это одно из перспективных направлений развития театрального языка.

В этом отношении интересна история театра под руководством Ольги Чернявской. Созданный в 1980 году театр сменил три имени - "Метаморфозы", "Театр тонкой реальности", "Театр сновидений Ольги Чернявской". Все эти годы коллектив, вдохновляемый подвижнической деятельностью главного режиссера, занимался возрождением русской культуры. Фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действия, - все это было предметом деятельности коллектива. Театр много гастролировал и завоевал немало престижных призов и премий. Однако забота о душевном, эмоциональном состоянии зрителя побудила Ольгу Чернявскую изменить основной курс творческого поиска. Сосредоточившись на внутреннем мире человека, она стала искать ресурсы его социальной реализации и гармоничного существования в мире.

Сегодня "Театр сновидений Ольги Чернявской" является небольшим камерным театром. Попадая сюда, зритель имеет возможность отдыхать душой. И одновременно размышлять о том, на что в обычной жизни у него "не хватает времени": о своих желаниях и стремлениях, о радостях и огорчениях, словом, - о своей внутренней жизни.

Для того чтобы театр стал не просто развлечением, но и нравственной, духовной опорой современного зрителя, потребовалась новая Концепция театра, отвечающая внутренним, психологическим запросам зрителя. Поэтому главный режиссер театра - Ольга Чернявская, его актеры и сотрудники начали беспрецедентное в истории театра сотрудничество с практическими психологами и психотерапевтами Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Научный подход к построению театрального действия позволил объединить приемы практической психологии и законы профессионального театра. В результате - была создана Концепция нового ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА.

Ключевая идея Интерактивного театра - активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А также гармонизация психоэмоционального состояния зрителя.
Интерактивный театр предполагает максимальное вовлечение зрителя в театральное действие. Зритель становится со-творцом и со-участником представления. В отличие от традиционного театра, в котором зритель основную часть времени находится в пассивном, воспринимающем состоянии, в интерактивном театре зритель активен. Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры. Однако это происходит в своем, параллельном, зрительском пространстве. Например, в спектакле-сновидении "Поворот песочных часов" действие разворачивается в большой песочнице, имитирующей берег пляжа. Поэтому зрители также имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры, используя миниатюрные фигурки и природные материалы (на основании идеи песочной терапии).

Таким образом, Интерактивный театр дает возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их. Что-то изменять в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя внутренние переживания. Так проявляется забота о душевном, психологическом состоянии зрителя. Так проявляется антистрессовый компонент Интерактивного театра.

Интерактивный театр потребовал и создания нового жанра спектаклей. Он был найден и получил название - СНОВИДЕНИЯ. Таким образом, в имени "Театра сновидений Ольги Чернявской" закрепился новый жанр.

Основная особенность спектаклей-сновидений - иррациональность. Действие спектаклей-сновидений происходит в нематериальном мире человеческих переживаний во время сна. Как известно, в сновидениях человек перерабатывает накопленную за время бодрствования информацию и ищет пути своего гармоничного развития. Некоторые люди видят часто повторяющиеся сны и не могут досмотреть их до конца. В этом случае они прибегают к помощи психолога или психотерапевта. Спектакль-сновидение является символическим психологом, помощником человеческой души. В ненавязчивой, безболезненной для человека, и адекватной его психической природе форме, спектакль-сновидение пробуждает личностные ресурсы и помогает разрешить актуальные проблемы на бессознательно-символическом уровне. Благодаря подключению к процессу жизнедеятельности своих скрытых ресурсов, человек через некоторое время разрешает внутренние противоречия в своей реальной жизни. В этом проявляется психотерапевтический аспект спектаклей-сновидений.

Спектакли-сновидения имеют общепрофилактическую, развивающую и культурно-образовательную функцию, которая проявляется по отношению к человеку, не обремененному стрессом. Так как спектакли-сновидения высвобождают большой ресурс бессознательного человека, в повседневной жизни он приобретает дополнительные способности и энергию для самореализации.

Таким образом, Интерактивный театр объединил в себе достижения современной науки и искусства.

Коллектив театра представляет собой хорошо сработанную, сплоченную команду профессионалов.

В зависимости от мероприятий, в проекте задействованы от 15 до 55 человек.

Программы проекта

Проект реализуется через две программы:

  • Программа гармонизации психоэмоционального состояния и внутреннего пространства зрителя ("Программа А")
  • Программа приобщения зрителя к национально-культурной традиции ("Программа Б")
Характеристика Программы
Программа А
Программа Б
Жанр мероприятий Спектакли-сновидения Спектакли-мистерии, обрядовые действия, ритуально-мифические церемонии календарных праздников
Название
  • “Поворот песочных часов”
  • “Книга Воина Света”
  • “Масленица”
  • “Иван Купала” (праздник летнего солнцеворота)
Краткое описание Основная идея – осознание и гармонизация духовного опыта. Спектакли несут идеи духовного становления личности, поиска смысла жизни; размышления о Добре и зле; приобщения к общечеловеческим жизненно важным ценностям. Основная идея – оживление национальной традиции и создание условий для ее проживания большим количеством зрителей разных возрастов. Спектакли-мистерии формируют у зрителей чувство сопричастности с коллективным сознанием нации, патриотизм; дают возможность реализации творческой энергии зрителей
Аудитория От 20 до 300 человек от 16 лет. От 100 до нескольких тысяч человек без возрастных ограничений.
Требования к площадке Пространство камерного театра, малая сцена Большие открытые пространства, дающие возможность размещения и активного участия в мистерии многотысячной аудитории.
Уровень готовности Программы
  • Спектакль-сновидение “Поворот песочных часов” готов полностью.
  • Спектакль-сновидение “Книга Воина Света” находится в производстве, написан сценарий, создана рабочая группа.

Общий уровень готовности Программы 60%.

Художественно-содержательная часть спектаклей-мистерий полностью готова и многократно апробирована. Материальное обеспечение программы (костюмы, реквизит, расходный реквизит, декорации) нуждаются в обновлении и дополнении.

Общий уровень готовности программы 40%.

Использование программы Фестивальные, культурные, образовательные, социальные мероприятия общегородского или районного масштаба.Репертуарные спектакли театра. Фестивальные, культурные, образовательные, социальные мероприятия общегородского или районного масштаба, предполагающие массовое скопление людей. Календарные праздники.
Мониторинг эффективности Программ Используемые методы: психологическое тестирование, анкетирование; экспертная оценка. Используемые методы:
oпрос общественного мнения, aнализ откликов компетентных специалистов и прессы.
   
Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Море любви  •  Гостевая  •