ПОЗДНЯКОВА ЛАРИСА ЛЬВОВНА

 

 

 

"Здравствуйте! Я - Позднякова Лариса Львовна, психолог, мастер-сказкотерапевт. В 1987 году я закончила факультет психологии Ярославского государственного университета. Работала в лаборатории психологии Вологодского оптико-механического завода, потом в череповецком лицее АМТЭК. В 1990 году я родила сына, а в октябре 1998 года пришла работать в детский сад.      

       Книга “Путь к волшебству” Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой явилась для меня первым шагом на пути к сказкотерапии. А дальнейшее, более глубокое знакомство с методом Комплексной сказкотерапии показало, что я нашла для себя уникальную и при этом оптимальную форму и способ существования как личности и как профессионала. То, что сказкотерапия обращена к чистому и восприимчивому детскому началу человека, было для меня в тот момент определяющим. Но хотелось «получить всё из первых рук», поэтому в сентябре 2001 года я прошла теоретическую и практическую подготовку по Комплексной сказкотерапии - первые три ступени, а в июне 2002 года – четвёртую и пятую. А дальше – каждый год по ступени, потому что всегда открывалось что-то новое и в сказкотерапии, и себе, и в других людях. В ноябре 2004 года была сертифицирована как Мастер-сказкотерапевт. С ноября 2005 года по июль 2007 года прошла подготовку по двухгодичной программе «Мастерская консультирования в сказкотерапии». И конца этому процессу «погружения» в сказку и сказкотерапию, как я понимаю, не видно, потому что все эти «сказкотерапевтические ступени» ведут не только к совершенствованию в профессии, но и к пониманию себя, своей природы, своего предназначения в этой жизни, делают зорче сердце. За что – огромная благодарность Вам, Татьяна Дмитриевна, и всем, кто рядом с Вами, кто помогает и хранит Вас!

       Конечно, обладая таким богатством, просто невозможно было им не поделиться с другими. И я делилась. Были семинары, открытые занятия и мастер-классы для специалистов детских садов и школ (педагогов, психологов и социальных педагогов) и психологов города. Были выступления на конференциях и статьи в сборниках. Из последних: «О значении сказки для развития личности ребёнка» - в сборнике «Личность в современных исследованиях». Выпуск 9. Материалы IV межрегиональной заочной научно-практической конференции. – Рязанский государственный медицинский университет, 2006. «Использование сказкотерапии для поддержки психологического здоровья дошкольников» - выступление и публикация в сборнике «Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса». Материалы городской научно-практической конференции. Череповец, 2008.   

        Работа с педагогами детского сада в сказкотерапевтическом пространстве строилась по двум направлениям: 1) повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение новых приёмов работы со сказкой, знакомство со сказочной игротерапией и различными сказкотерапевтическими техниками (например, встречи в «Педагогической гостиной» по теме «Сказка – школа нравственности»; или обсуждение темы «Что такое дисциплина?» с использованием техники «6 шляп»); 2) предоставление возможности для личностного развития педагогов через организацию специальных сказкотерапевтических занятий (например, занятие  «Сказочная диагностика» (самодиагностика форм проявления креативности членами педагогического коллектива); игра «Таверна “Находка”» (как иллюстрация идеи: коллектив успешен, когда его члены доверяют друг другу); «Волшебный сад женской души» (знакомство педагогов со сказкотерапевтической теорией личности женщины).

        Безусловно, самыми заинтересованными, восторженными и благодарными участниками «сказкотерапевтического процесса» являются дети. Для них сказка интересна в любом виде. Я организовала кружок «Уроки сказки» для детей 5-7 лет, взяв за основание идею, что сказкотерапия «питает» жизненную ось, нравственный стержень человека, а сказка - это приглашение к общению и не простому, а особому, таинственному. Цель таких 20-30 минутных занятий: приобщение детей к осмысленному отношению к сказке, совместное разгадывание, расшифровка уроков сказки, совместный поиск возможностей использования сказочных уроков в реальной жизни детей, а также развитие волевых качеств (собранности и внимательности), мышления,  речи,  логики и воображения. Предваряли занятия кружка консультации для родителей на тему: «Зачем читать детям сказки?»

        Каждое занятие - это рассказывание сказки и обсуждение её с детьми – расшифровка сказочных уроков, а также игры или творческие задания. Всё начинается со знакомства с «Важными секретами встречи со сказкой» (эти «секреты» повторяются детьми на каждом занятии): - сказка рассказывается, её нельзя кричать, поэтому не стоит шуметь; - когда рассказывается сказка важно быть очень внимательным, иначе не разгадаешь тайну сказки и пропустишь важный урок, о котором она говорит (а ведь тайна и уроки есть у каждой сказки); 

- после того, как сказка рассказана можно задать любой вопрос и высказать своё мнение.

        Сказка всегда бывает услышана! В этом я убеждалась каждый раз, работая с педагогами, родителями, коллегами-психологами и детьми.

        Встречи с родителями наших воспитанников я строила, постоянно помня о том, что первая задача психолога – это просвещение. Психологические консультации в условиях детского сада, как правило, краткосрочны. Вероятно, это связано со спецификой настоящего положения психолога в ДОУ: один психолог на 200 (и более) детей. В таких условиях затруднительно подробно отслеживать развитие каждого ребёнка. Кроме того, воспитатель – ключевая фигура среды дошкольного образовательного учреждения. Поэтому так важна его психологическая компетентность. Родители же часто идут к психологу за поддержкой или разъяснением ситуации. И тогда сказка или притча становится «мостиком». Мы вместе с родителем можем выбрать: на какой берег спуститься, а может удобно стоять на середине моста, и чтоб берегов не видно было, а то оказывается, что наш «мостик» бродячий – поднимались мы на него с одних берегов, а спускаемся уже на другие (как в сказке А. Егорушкиной «Настоящая принцесса и бродячий мостик»). А порой наш «мостик» становится мостом воспоминаний. В этом случае родители, вспоминая себя маленькими, учатся понимать своих детей.      

         В детском саду поле для деятельности психолога и сказкотерапевта безгранично! Но… «Бюрократы от образования» придумывают всё новые способы доказательства своей нужности, поэтому в сады спускается «море бумаг», которые нужно срочно заполнить, придумывается масса нелепых конкурсов, презентаций и т.п., в которых непременно надо участвовать… Видимо, кабинет «2х3» действительно тесноват?!

         И ещё… Сейчас я всё больше ощущаю себя хранительницей (хотя ещё очень остро, как мать, переживаю «отпускание»). И не только для себя. Хочется поделиться…

         Спасибо за всё.                                                                                       

Позднякова Л.Л.

 

 

                                                              

 

 

P.S.

Когда Психея-жизнь спускается к теням

В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной, -

Слепая ласточка бросается к ногам

С стигийской нежностью и веткою зелёной.

 

Навстречу беженке спешит толпа теней,

Товарку новую встречая причитаньем,

И руки слабые ломают перед ней

С недоумением и робким упованьем.

Кто держит зеркальце, кто баночку духов,

Душа ведь – женщина, ей нравятся безделки! –

И лес безлиственный прозрачных голосов

Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

 

И в нежной сутолке, не зная, что начать,

Душа не узнаёт прозрачныя дубравы,

Дохнёт на зеркальце и медлит передать

Лепёшку медную с туманной переправы.

                                  Осип Мандельштам

 

 

На заре, по краям площадей,

Чуть заметно круженье камней.

Посреди у фонтана не стань –

Там совсем небывалая грань.

Руки сами взлетают и ждут,

Скамьи кружатся и поют.

Небо розово сквозь синеву,

И вздыхают стихи наяву,

Что мешают им сны, и слова,

И скамейки, и синева.

Если ты не боишься узнать,

Умереть, полюбить и не встать,

Жди ещё, задыхаясь, без сил,

Чтобы ангела Бог отпустил.

И с моста в лишаях и без рук

Ангел вылетит с грохотом вдруг,

Скинет камень и руки найдёт

И с тобою охотно умрёт,

Иль любовную примет тоску,

Иль крылом переправит строку.

                            Алла Головина"

 

 

 В Бухту Новостей

 К статье о профессиональной классификации